Рубрики
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

Чего мы ждем от визита с ребенком к психологу и что можем получить на самом деле?

Наш эксперт в области детской психологии Светлана Смирнова делится с нами своим опытом по работе с детьми:

Мифы: Сейчас психолог за один раз что-нибудь в голове ребёнка подкрутит и всё у нас станет хорошо. Достаточно одного посещения психолога, чтобы всё узнать про ребёнка.

Позиция большинства родителей очень проста. Есть ребёнок, с ним что-то не так. И если психолог подкрутит какие-то неведомые винтик, нажмёт на какие-нибудь волшебные кнопки — то с ребёнком все будет хорошо. И в семье всем полегчает. Действительно, многие психологи (особенно начинающие) так и работают. В результате ребёнок меняется на какое-то время, но возвращаясь в родную семейную среду почему-то очень быстро снова становится «не таким». А все дело в том, что семья состоит не только из ребёнка, но и из остальных её членов. И все они друг на друга влияют. А значит, если не скорректировать взаимоотношения родителей и ребёнка – то ничего и не изменится.

Из телефонного разговора: «-Здравствуйте, хотела быпривести к вам на приём сына. –Хорошо. Только сначала я встречаюсь с мамой и папой отдельно без ребёнка. Пауза на том конце провода и неизменное: — А папа то зачем нужен. Он не любит психологию (он в командировке, он всё время работает и всё равно ничего не знает и тд)». Ещё одна характерная особенность нашего социума. Папа, почему-то не важен. (Кстати, в многодетных семьях таких отговорок никогда не возникает). Но ребёнок состоит из мамы и папы. И даже если он всё время на работе и самое большое, что говорится ребёнку это: «Привет. И Пока»,- всё равно влияет. Своим поведением, привычками, общением с мамой и общением мамы с ним – кучей мелочей, которые ребёнок подмечает и усваивает с рождения. А ещё у папы ВСЕГДА! есть своё мнение на происходящее в семье. И на состояние ребёнка. Поэтому объективную картину можно увидетьтолько пообщавшись и с мамой и с папой.
Встречи с ребёнком отдельно конечно обязательно происходят. Почему встречи, а не встреча? Да потому что за один раз можно только увидеть как ребёнок завязывает отношения с незнакомыми людьми. А если важно действительно мнение о различных сторонах его личности и коррекция его поведения- то встреч явно должно быть больше одной. Работая с ребёнком, очень часто сталкиваешься с тем, что у него свой запрос, отличающийся от ожиданий родителей. Например, распространённая ситуация: родители хотят, чтобы ребёнок уделял учёбе больше времени. А ребёнка волнует отсутствие друзей и вообще радости в жизни. Родители хотят, чтобы ребёнок перестал бояться, а для него это единственный способ выразить свои противоречивые чувства к любимым, но часто излишне суровым(или мало доступным) маме с папой. Работа отдельно с ребёнком даёт возможность ему отреагировать накопившиеся чувства, освоить более адекватные способы выражения своих потребностей. И вот таким обновлённым он возвращается в семью и дальше важный вопрос: а готова ли семья его таким принять?
Начинается следующая фаза работы: совместные встречи всей семьи, где разными методами исследуются особенности взаимоотношений. И методы эти очень часто неожиданны для родителей. Они думают, что мы будем разговаривать и обсуждать проблемы. Если ребёнку больше 8 – то так тоже бывает. Но до 8- язык ребёнка игра. И мы вместе играем, рисуем, изображаем взаимодействие в семье в виде скульптур и тд. Использование этих методов помогает увидеть не только психологу, но и родителям то, что ребёнок не мог или не хотел выразить словами. А так же задуматься о своих реакциях, которые и запускают то самое негативное поведение любимого чада.
Следующая фаза снова посвящена работе с родителями. Это сложно иногда осознать и принять тот факт, что оказывается двойки сына являются тем единственным поводом, заставляющим родителей перестать ругаться и объединится, чтобы поругать его. Неожиданно, что ярость по отношению к буянящей трёх летней дочери вызвана тем, что в такие моменты она очень похожа на отца матери. Грозного иагрессивного, которому мама этой девочки никогда не могла дать отпор, хотя очень хотела. Удивительно узнавать, что есть определённые нормы реакций и поведения для разных возрастов. А ещё очень отличаются дети с ведущим левым или правым полушариями. И оказывается, ребёнок абсолютно адекватен для своего возраста и врождённых особенностей нервной системы, а вот родители ожидают от него того, что для него просто невозможно. В общем, много интересных и часто болезненных открытий про самих себя. Но в то же время и много возможностей для изменений ситуации в семье к лучшему.
Может ли семья пройти весь этот путь без психолога? Если очень захочет, то конечно может. Поход к психологу просто ускоряет этот процесс. Даёт тот самый взгляд со стороны, который сложно осуществить, запутавшись в семейных противоречиях. А ещё, поход к психологу помогает вскрыть и опустошить застарелые хранилища гнева, обид, грусти. А за ними всегда скрываются любовь, желание быть уважаемыми, потребность в поддержке и контакте с близкими людьми.
Так что если мы – родители готовы меняться – то результатнесомненно будет. Если же всё ещё надеемся на чудо психолога, который волшебным образом делает из любого ребёнка – конфетку. А мы и так прекрасны и правильны –то, к сожалению ничего особо не изменится. Выбор за нами.